Психология

Проблемы кровообращения головного мозга редко проходят бесследно. У человека, перенесшего болезнь, повредившую его центральную нервную систему, развивается сильная тревога, агрессия, которые могут перерасти в депрессию.

Такая реакция психики — естественная реакция организма на угрозу жизни. Достаточно часто приходится видеть человека, пережившего инсульт или черепно-мозговую травму, мрачным, раздражительным и недовольным жизнью. Этим процессом невозможно управлять усилием воли и происходит это не из-за «плохого характера», «избалованности» и «неумения взять себя в руки».

Перемены в поведении больного, связанные с нарушением эмоциональной и волевой сфер, зависят от локализации сосудистой катастрофы:

  • При повреждениях в лобной части у больного наблюдается так называемый апатоабулический синдром (понижение психической активности), который выражается в недостатке интереса к жизни (апатии), пониженной активности и деятельности, слабой воле, также в ослаблении интеллекта и критического отношения.
  • Обширные повреждения левого полушария мозга называются синдромом эмоциональной лабильности (понижении активности психики и движений, недооценка нарушений своих движений и нежелание их устранить, недостаточность чувства меры и такта, переизбыток эмоций, затрудненная социальная адаптация).
  • Повреждения правого полушария мозга напротив могут характеризоваться повышенным эмоциональным фоном и беспечным отношением к своей болезни (дурашливость, снижение критики, нецензурные выражения и другая избыточная неадекватная речь, возбуждение, агрессия, недовольство, сменяющееся беспричинной радостью), амнезией (нарушение памяти), зрительными расстройствами.

Эмоциональное состояние человека после нарушения головного мозга

Помимо того, что депрессивные состояния могут быть вызваны нарушениями работы мозга, больной испытывает постоянный стресс в связи со своей беспомощностью. Больной осознает, что его жизнь изменилась в худшую сторону, и эти перемены затронут его семью.

Взрослому человеку неприятна роль маленького ребенка, за которым все ухаживают, за него решают и лишают права выбора. Это будет выводить из себя и самых спокойных людей.

В связи с этим человек перенесший инсульт, испытывает душевные страдания, болезненно переживает потерю привычного жизненного уклада, чувствует стыд за свою беспомощность, боится инвалидности и зависимости от окружающих. Такие чувства могут вызвать большую тревогу или депрессию. В таком состоянии, больной не верит в возможность выздоровления, теряет интерес к жизни, прекращает активно участвовать в мероприятиях реабилитации, часто в отношениях с близкими проявляет грубость и раздраженность.

Психолог может помочь вырваться из этого замкнутого круга.

Занятия с психологом назначают в следующих реабилитационных программах

  • после инсультов
  • после черепно-мозговых травм и иных сосудистых катастроф
  • при развитии дегенеративных расстройств ЦНС

Особенности реабилитации

Психологическое восстановление после инсульта или черепно-мозговой травмы направлено на:

  • выработку адекватного отношения к здоровью и болезни,
  • нацеленность и твердую мотивацию для скорейшего восстановления,
  • максимально возможное возвращение в общественную и трудовую жизнь.

Для каждого пациента составляется индивидуальная программа по психологической реабилитации, которая учитывает:

  • психологический статус, который может быть неотягощенным или же отягощенным (неврозы, депрессии, психопатические черты характера, психозы и т. п.);
  • наличие осложнений со стороны психики, вызванных кровоизлиянием в мозг или особенностью реагирования личности больного на заболевание.

С помощью такой программы человек может понять, как, изменяя свои установки, взгляды, отношение к своей жизни, к себе и другим, можно научиться получать от жизни больше наслаждения и чувствовать её насыщенность.

Крайне важно научить немощного человека переоценивать ценности и переключить свое внимание на другие аспекты жизни: интересы друзей, родных, коллектива, увлечения и общественную жизнь.

В психологическую реабилитацию входят:

Психологическая диагностика проводится для выявления психологического состояния больного и степени патологических изменений психики в результате перенесенного заболевания.

В виде бесед, опроса или тестирования специалист выявляет важные для человека проблемы в общении, поведении в семье, в группе (учебной, трудовой), при разрешении различных конфликтных ситуаций, определяет содержание внутренней картины болезни конкретного пациента для эффективной оценки реабилитационного потенциала.

Результаты диагностики используются для разработки психологического направления комплексной программы реабилитации.

Общение пациента с психологом направлено, прежде всего, на корректирование эмоциональной сферы больного после перенесенного заболевания.

Пациент должен составить себе четкое представление о том, как из-за болезни должна измениться его жизнь в целом. Данное представление должно быть адекватным: то есть понимание степени серьезности заболевания не должно вести к отчаянию, «опусканию рук» и панике. Однако больной не должен и недооценивать свою болезнь.

В случае ограничения жизненной активности врач помогает пациенту перестроить систему жизненных ценностей с учетом изменившейся ситуации.

Психологическая помощь направлена на формирование позитивной реабилитационной и жизненной перспективы. Психологическая коррекция способствует повышению самооценки, позволяет восстановить гармоничные отношения с собой и окружающим миром, а также увеличить личностный потенциал.

Формы психологической реабилитации и возможные способы работы

  • Арт-терапия,
  • Музыкальная терапия,
  • Телесно-ориентированная терапия,
  • Эмоционально-образная терапия,
  • Личностно-центрированная терапия, системная семейная терапия.

В таких ситуациях психолог ведет работу не только со своим пациентом, но и с его окружением.

Социально-психологическая реабилитация направлена, прежде всего, на восстановление тех качеств пациента, которые помогут ему максимально комфортно чувствовать себя в окружающей среде.

Наиболее часто такой тип реабилитации необходим людям, чья жизненная активность и полноценная деятельность ограничены или даже невозможны в результате перенесенного заболевания

Работа психолога с пациентом может касаться различных аспектов:

  • обсуждение выявленных проблем для их последующего решения;
  • оказание первичной психологической помощи в решении выявленных проблем, восстановлении адекватных социальных отношений и в формировании позитивной установки на социально-психологическую реабилитацию;
  • предварительное определение типа (вида) необходимой в дальнейшем услуги по социально-психологической реабилитации, уточнение ее содержания в каждом конкретном случае.

Занятия с психологом в составе комплексной реабилитационной программы проводятся от 2 до 5 раз в неделю индивидуально или в малых группах, численностью до 5-6 человек.

В индивидуальной работе психолог находится с пациентом один на один при отсутствии посторонних лиц. Достоинством индивидуальной психокоррекции является то, что она обеспечивает конфиденциальность, тайну и по своему результату бывает более глубокой, чем групповая. Все внимание психолога направлено только на одного человека. Индивидуальная психокоррекция удобна тем, что лучше раскрывает особенности клиента, снимает у него психологические барьеры, которые неизбежно возникают и с трудом преодолеваются в том случае, когда человеку приходится откровенно высказываться в присутствии других людей. Но этот вид психокоррекции малоэффективен при решении проблем межличностного характера, для которых необходима работа в группе.

В групповой работа происходит с пациентом и его родными, эффект достигается за счёт взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга.

В процессе семейного консультирования работа психолога направлена, в первую очередь, на взаимодействие близких больного с ним и помощь пациенту во время психологической реабилитации. Психолог должен четко представлять себе образ жизни больного до начала заболевания, чтобы помочь перестройке его жизненных ценностей. Именно родные в состоянии дать наиболее полную информацию. Родственники должны понимать как всю степень серьезности заболевания, так и налагаемые им ограничения, а также трезво оценивать возможности пациента и помогать ему расширять их спектр. Кроме того, именно близкие могут оказать моральное воздействие на больного и убедить его продолжать реабилитацию и помогать психологу на отдельных ее этапах.

Советы для родственников

Человек, чувствующий себя обузой, очень редко добивается хороших результатов. Пациент, который все понимает, но ничего не может сказать, ощущает себя беспомощным.

Для родственников больных с инсультом разработаны следующие рекомендации:

  • Используйте в общении с пациентом принцип наглядности, демонстрации. С больными в остром периоде инсульта рекомендуется общаться, как с детьми в возрасте от 3-5 лет. Важно что-то объяснять и одновременно наглядно показывать. Можно использовать картинки, элементы невербального поведения.
  • Наберитесь терпения. Инсульт - это не грипп, восстановление может потребовать несколько месяцев или лет! Поведение больного часто напоминает поведение ребенка: капризность, привлечение внимания. Помните, что это - больной человек и старайтесь относиться к его поступкам не как к поступкам здорового человека.
  • Соблюдение режима дня. Необходимо спать не менее 7-8 часов. Обязательно спать ночью, днём бодрствовать.
  • Принцип активности. Старайтесь активизировать пациента с первых дней, если для этого нет противопоказаний. Возможно, стоит напомнить пациенту, что не всё зависит только от медикаментов и лечащего врача, стоит заниматься восстановлением движений, развитием памяти каждый день.
  • Принцип поощрения. Старайтесь поощрять больного даже за незначительные изменения.
  • Принцип самостоятельности. Старайтесь давать больному самостоятельно действовать в ситуациях. Не становитесь нянькой. Делайте не вместо, а вместе с больным.
  • Принцип разделения ответственности: не рекомендуется возлагать всю нагрузку по уходу за больным только на одного родственника. Подумайте, с кем бы вы могли разделить нагрузку. Можно обратиться в органы социальной защиты за дополнительной помощью.
  • Уделяйте внимание своим потребностям, оставляйте время для себя, для хобби. В случаях подозрения, что возникает депрессивное состояние, проблемы во взаимоотношениях с больным родственником, если происходят частые конфликты в семье, непонимание, в случаях кризисных состояний, ощущений собственной вины и несостоятельности обратитесь за помощью и поддержкой к психологу/психотерапевту.

Важно! Разочарование родных читается у них же на лице, а это негативно отображается на стремлениях больного. Следует внимательнее следить за мимикой и радоваться даже самым незначительным продвижениям.


Прием ведет:

Алексеева Ольга Викторовна

Алексеева Ольга Викторовна

Клинический психолог (нейропсихолог)

Занимается восстановлением и коррекцией высших психических функций: памяти, внимания, мышления, после инсульта, черепно-мозговых травм, опухолей головного мозга и других сосудистых катастроф. Проводит грамотную дифференциальную диагностику между нормой и патологией и работает с пациентами, имеющими достаточно серьёзные психические, психосоматические и соматические расстройства.

Опишите вашу ситуацию

Мы перезвоним вам и ответим на все вопросы

Принимаю условия договора об обработке персональных данных