Логопедия

Нарушение речи (афазия) после инсульта или черепно-мозговой травмы возникает вследствие поражения речевых зон коры головного мозга. В зависимости от локализации и величины мозгового поражения, оно может быть разным по степени выраженности, продолжительности и обратимости – от незначительных затруднений в артикуляции или названии предметов до пожизненного отсутствия речи.

В большинстве своем это обратимое нарушение, однако, важно понимать, что на восстановление речи, как и любых утраченных функций головного мозга, нужно время.

Логопед-афазиолог определяет вид нарушения, степень тяжести дефекта и занимается восстановлением:

  • нарушений речи, произношения
  • нарушений чтения, письма и счета у взрослых
  • тонуса лицевой и артикуляционной мускулатуры
  • речевого дыхания, преодоление заикоподобных запинок
  • расстройства функции глотания
  • нарушении зрительного восприятия
  • высших психических функций: памяти, внимания, мышления

При проведении коррекционно-логопедической работы используются следующие методы логопедического воздействия:

  • Голосовые и дыхательные упражнения
  • Активная и пассивная артикуляционная гимнастика
  • Дифференцированный логопедический массаж (расслабляющий или стимулирующий, для активизации работы артикуляционного аппарата, снижения и коррекции спастических состояний, стимуляции функций глотания и оживления работы мимических мышц лица)

Конечно, нельзя утверждать со стопроцентной вероятностью, что речь удастся восстановить полностью. В лёгких случаях улучшение наступает быстро, за пару недель. В тяжелых случаях длительность реабилитационного периода варьирует от нескольких месяцев до двух лет. После этого срока имеющиеся нарушения сохраняются пожизненно.

Занятия с логопедом назначают в следующих реабилитационных программах

  • после инсультов
  • после черепно-мозговых травм и иных сосудистых катастроф

Занятия с логопедом необходимы для пациентов со следующими расстройствами речевой функции:

  • нарушениями произнесения звуков
  • сложностями «вступления в речь»
  • «забываниями» слов

Особенности проведения занятий по восстановлению речи

Занятия по восстановлению речи после инсульта или черепно-мозговой травмы являются частью комплексной программы реабилитации. Необходимо как можно раньше начать коррекцию речевых отклонений, иначе у пациентов может развиться депрессия, снизиться мотивация, что уменьшает эффективность работы логопеда.

Курс восстановления речи состоит из специально разработанных упражнений. Комплекс упражнений и продолжительность занятий для каждого человека определяются индивидуально с учетом возраста пациента, степени выраженности неврологического дефицита, состояния внутренних органов, эмоционально-волевой сферы, речевых и когнитивных функций.

Работа по восстановлению речи требует большого терпения и систематичности.

Занятия с логопедом направлены на следующие моменты:

  • Постановку звуков и введение их в речь;
  • Развитие слухового, тактильного, визуального и речевого восприятия;
  • Обогащение активного и пассивного словаря;
  • Развитие общей и мелкой моторики;
  • Развитие высших психических функций – внимания, памяти, мышления, воображения;
  • Развитие речи – ведение диалога и монолога: построение связного высказывания, чтение, умение составить небольшой рассказ по картинке, описать ощущение, изложить свои мысли.

Логопедические занятия в составе комплексной реабилитационной программы проводятся 2-3 раза в неделю. На каждом занятии пациент вместе с логопедом выполняет несколько видов устной и письменной работы, затем он получает задание для обязательного самостоятельного выполнения к следующему посещению.

Занятия с логопедом проходят индивидуально или в малых группах, численностью до 5-6 человек. При коррекции речи логопеды используют игровые методы.

Имеются противопоказания. В обязательном консультируйтесь с лечащим врачом до начала занятий.

Советы для родственников

Человек, чувствующий себя обузой, очень редко добивается хороших результатов. Пациент, который все понимает, но ничего не может сказать, ощущает себя беспомощным.

Поэтому следует придерживаться простых правил:

Не стоит общаться с человеком как с обреченным или умственно отсталым. Говорите четко, ясно спокойно, внимательно наблюдайте за реакцией и всеми изменениями.

Не изолируйте больного родственника. Напротив, стоит постоянно разговаривать с больным, таким образом он будет чувствовать себя нужным и не отстраненным от общества. Если нарушения речи тяжелые, то задавать ему вопросы лучше таким образом, чтобы он мог ответить отрицательно или утвердительно.

Говорите и слушайте. Только если человек будет чувствовать важность сказанного для окружающих, он будет пытаться говорить.

Следует излучать оптимизм, больной почувствует позитивный настрой и будет стараться еще больше.

Рекомендуется включать любимую музыку, побуждая больного подпевать.

Передачи и видео больному смотреть можно, но не более 2 часов в сутки. Это объясняется тем, что нельзя перегружать отдельные зоны еще не до конца восстановившегося мозга, чтобы не вызвать ухудшения состояния. Просматриваемые передачи, фильмы или видео должны быть обязательно позитивными.

Важно! Разочарование родных читается у них же на лице, а это негативно отображается на стремлениях больного. Следует внимательнее следить за мимикой и радоваться даже самым незначительным продвижениям.

Реабилитационный центр Тольятти "Второй шанс" - это лечебный центр, который помогает проводить реабилитацию после самых разных заболеваний. В том числе и после операций, связанных с восстановлением речевой деятельности. Различные методики восстановления находятся в компетенции врача-логопеда. Вообще, некоторые думают, что логопеды проводят работу исключительно с детьми. И это большое заблуждение. В действительности такого специалиста могут посещать и взрослые с дефектами речевого аппарата.

Конечно, возраст существенно усложняет коррекцию проблем. Взрослых людей вряд ли удастся полностью избавить от дефектов, но все же добиться определенных успехов вполне возможно.

В каких случаях нужно обращаться к логопеду

  • Во время реабилитации после проведенной операции, в ходе которой была удалена гортань или голосовые связки. В данном случае логопед помогает учиться извлекать определенные звуки из образовавшейся голосовой щели.
  • Когда проводится реабилитация после инсульта. После серьезного поражения головного мозга могут быть затронуты центры, которые отвечают за речевые функции. Бывают случаи, когда парализуются мимические мышцы и мышцы гортани. Для улучшения состояния пациента врач назначает специальные комплексные упражнения. Можно проводить логопедический массаж на дому.
  • Если проблемы с речью возникли вследствие расстройств психики. Лечение логопеда может осуществляться вместе с другими узкими специалистами.

Логопедия помогает также усовершенствовать ораторское искусство и улучшить дикцию.

Особенности лечения у логопеда

  1. Доктор прежде всего проводит диагностику. Дефекты выявляются на слух и при помощи специфических тестов.
  2. Если нужно, логопед может назначить консультацию у других специалистов: невролога, психотерапевта, отоларинголога.
  3. После установления проблемы врач начинает лечение, при условии, что это находится в его компетентности.

Такие специалисты, как логопеды, дают шанс людям с дефектами речевого аппарата наладить коммуникации с обществом. Это актуально не только для маленьких детей, проблемы с речью могут появиться и у взрослых.


Прием ведет:

Захарова Оксана Васильевна

логопед-афазиолог

Стаж более 15 лет

Занимается восстановлением речи, устной и письменной (после инсульта, черепно-мозговых травм, опухолей головного мозга и других сосудистых катастроф, коррекция высших психических функций: памяти, внимания, мышления), произношения, дефекта акта глотания, проводит логопедический массаж (активизация работы артикуляционного аппарата, снижение и коррекция спастических состояний, стимуляция функций глотания и оживление работы мимических мышц лица).

Опишите вашу ситуацию

Мы перезвоним вам и ответим на все вопросы

Принимаю условия договора об обработке персональных данных